Хатха Йога  


Поклоняюсь Шри Адинатхе (*1) ,
обучившему науке Хатха йоги –
лестнице, ведущей к достижению
вершин Раджа йоги.
«Хатха йога прадипика»
Свами Сватмарама

Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о «завязывании тела в узлы», «закидывании ног за уши» и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой эзотерической мишуры об астралах, энергиях и космических разумах. К сожалению у большинства из нас именно такое, представление о Хатха йоге. А жаль.

Итак, йога. Формально - йога одна из шести философских систем Индии. Само слово йога имеет множество самых разных значений и происходит от корня yuj, что переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять, связывать. Кстати, от этого праиндоевропейского корня происходят множество слов и в других языках. Например, славянское слово иго (*2).
Таким образом, йога означает «единение», «сосредоточение», «обуздание», «слитие воедино». Но возникает вопрос - единение чего с чем? Традиционный ответ - единение человеческой сущности и источника всего сущего. Ни больше, ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку есть люди верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты в конце концов и каждый из них имеет своё собственное мнение относительно принципов мироздания и «источника всего сущего». Йога нетеистична, т.е. не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, но к этому мы ещё вернёмся.
Помимо своего этимологического значения, слово йога несёт в себе и ещё один, более широкий и известный смысл. Йога - система методов и практик работы с телом и сознанием.
Кроме того, в классическом трактате по йоге - «Йога-сутры»(*3), приводиться классическое определение:
Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания.
Самые первые свидетельства о йоге из ныне известных, раскопки древнейших Индийских городов Мохенджо Даро и Харраппа(*4). В результате этих раскопок, среди прочего, были найдены печати и так называемая печать Пашупати, на которой изображён предположительно “прото Шива” сидящий в йогической позе. Этот и некоторые другие факты дают основания предполагать, что йогические техники имеют весьма древнее происхождение.
Всё нижеприведённое дробление на виды, в какой-то мере условно, поскольку все эти виды йоги фактически не существуют одна без другой и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, направления или линии преемственности(*5) , где по разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно по разному это называют. Например, Кундалини йога – система практик нацеленная на работу с внутренней энергией, где прогресс лежит через подъём энергии Кундалини.

Раджа йога. Так называется система упражнений с преобладанием медитативных техник, дыхательных техник. В общем работа с сознанием в чистом виде. Является весьма эффективным методом и именно поэтому таит в себе опасность для большинства практикующих. Но об этом позже.

Хатха йога. Буквальный перевод слова хатха – мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. Также символизирует: ха = солнце, тха = луна; баланс или союз солнца и луны образует йогу (*6).
Среди прочих методов самореализации хатха йога уделяет большое внимание работе с органическим телом. И вот почему.
Здесь уместно провести аналогию с техникой. Например, вам необходимо добраться на машине до определённого места. Но автомобиль ломается на половине пути и вам приходиться его покинуть и взять новый. Надеюсь аналогия ясна. Так вот, если автомобиль – это наше органическое тело, то хатха йога – это то, что не даёт рассыпаться автомобилю и позволяет добраться до цели целым, простите за каламбур.
Принципиальное отличие хатха йоги от раджа йоги в том, что хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при правильной практике. Эпиграф в начале статьи, избавляет от дальнейшего объяснения этих формальных различий. Формальных потому, что практика хатха йоги в определённый момент становиться практикой раджа йоги и, повторюсь, любые деления условны.

Чуть позже это подробней будет объяснено, и то, почему практика хатха йоги так необходима для “достижения вершин раджа йоги”.

Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутреняя работа. Здесь имеется ввиду необходимость достижения определённых состояний сознания в процессе практики. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. И опять же – практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье (насколько позволяют усердие и карма :), а у профессиональных гимнастов уже в 20 лет позвоночник просто напросто убит.

Существует несколько трактатов, их количество буквально можно сосчитать по пальцам, являющиеся наиболее авторитетными для всех адептов хатха йоги. Помимо “Йога сутр” это: “Шива самхита”, “Гхеранда самхита”, “Хатха йога прадипика” и несколько других, чуть менее известных. В этих трактатах даются краткие пояснения техник и инструкции по образу жизни практикующего и т.д. По сути эти источники просто бездна информации, крайне ценной как для новичка, так и для мастера.
Кроме выше перечисленных, также существуют трактаты, относящиеся не только к хатха йоге, с подробным описанием космогонических взглядов, внутренних энергий и работы с ними, “тонкого” строения тела человека, описанием чакр, энергитических каналов, работы с внутренним звуком и мантрами и пр.

ВСЕПОСТИГАЮЩИЙ ЙОГИН ВИДИТ ОКОМ ЗНАНИЯ ВЕСЬ МИР В СЕБЕ И ВСЁ - КАК ЕДИНОГО АТМАНА.

Шанкара "Атма-бодха"

(*1) Шри Адинатх – Шива. Именно Шива среди прочих индуистских богов выступает в качестве первого наставника в йоге, так сказать, хранителя йоги.
(*2) Иго - ярмо.
(*3) «Йога-сутры» – (приблизительная датировка: 2 в. до н.э. – 4 в. н.э.) Автор – Патанджали, его принято считать основателем йога-даршаны, т.е. одной из шести систем Индийской философии. Один из самых известных и авторитетных трактатов по йоге. В нём излагаются восемь ступеней йоги и описываются различные состояния сознания и методы работы с ним. Представлено в виде коротких и лаконичных афоризмов.
(*4) Города существовали приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры.
(*5) Имеется в виду Парампара. Приемственность. Это значит передача знания от учителя к ученику, как вербальным, так и невербальным способом. Проще говоря – гуру не только учит ученика, но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна т.н. прямая передача при которой сохраняется приемственность знания и сылы от учителя к ученику.
(*6) Это связано с «мистической физиологией» т.е. со стороением «тонкого» тела человека, где есть и «солнце» и «луна» и вообще вся вселенная.


 
Hosted by uCoz